RUPATENT Logo
..главная услугиценыконтакты законысправочникинтересноекарта сайта
     

RUPATENT > Товарный знак > Что такое товарный знак, знак обслуживания.

Что такое товарный знак,
знак обслуживания?

Товарный знак это один из старейших видов маркировки продукции. Всем известны клейма и печати с давних пор используемые мастерами и ремесленниками. Эти отличительные клейма и являлись прототипами современных товарных знаков.

Определение понятия "товарный знак"

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Часть IV Статья 1477 так формулирует понятие товарный знак:
«1. На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).»
То есть это имя вашего товара или услуги, то, что позволяет отличить ваш товар или услугу от предоставляемых вашими конкурентами.

Сущность товарного знака.

Сущность товарного знака составляет вид знака, смысловое значение отдельных частей и составляющих элементов. Товарные знаки бывают следующих видов

Смысловое значение может нести как весь товарный знак так и отдельные его элементы, причем разные элементы могут нести разное значение. Так же смысловое значение может нести цвет изображенных элементов и начертание шрифта при наличии надписи.

Разница между понятиями "торговая марка", "торговый знак", "товарная марка", "логотип", "бренд" и т.д.

Если закон однозначно формулирует "товарный знак", то откуда же на рынке столько всевозможных вариантов названия одного и того же объекта промышленной собственности: торговая марка, торговый знак, товарная марка, логотип, бренд, фирменный знак и другие сочетания?

Для понимания вопроса достаточно перевести на русский язык английские слова аналоги "trademark" (trade mark), logotype (logo), brand.

Слово "trade" переводиться как "торговля, торговать" из этого перевода образуется слово "торговый", но еще оно переводиться и как "товарный" в значении прилагательного и отсюда собственно и слово "товарный". Далее второе слово "mark" - имеет оба значения и "знак" и "марка", которые в сочетании с первым словом в его значениях и порождают эту терминологическую  путаницу.

Далее слово «logotype» - (от др.-греч. λ?γος — слово + τ?πος — отпечаток) появился в начале XIX века в типографике и обозначал объединение двух или трёх знаков типографского шрифта. К середине XIX века логотипом называли любое текстовое клише, которое не нужно каждый раз набирать заново. Так из термина слово логотип превратилось в надпись, напечатанную, на этикетки товара типографским способом, а потом и переросло в значении известное нам теперь. Часто используют сокращенный термин "logo" - которое, в свою очередь, переводиться как "знак" и "фирменный знак" или "товарный знак".

Слово «brand» (бренд, брэнд) при переводе с английского обозначает как слово "марка" так и целиком понятие "товарный знак".

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что вполне возможно возникновение путаницы при использовании товарного знака. Путаница возникает при либо не достаточно грамотном переводе англоязычных документов и этикеток либо при умышленном, часто ничем не оправданном, замещении русских слов иностранными аналогами. Часто путаница возникает при пересечении товарами границы России.

Еще раз хотим напомнить, что именно термин "товарный знак, знак обслуживания" является единственно юридически верным на территории Российской Федерации.

Объем правовой охраны товарного знака

В Российской Федерации товарный знак охраняется, если он зарегистрирован в Роспатенте и получено свидетельство государственного образца. 

Владельцем товарного знака может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющееся не резидентом Российской Федерации.

Товарный знак может быть зарегистрирован так же для группы предприятий, в этом случае он называется «коллективным».

В случае государственной регистрации товарного знака никакое другое лицо или предприятие, кроме владельца товарного знака, не может использовать его или сходный с ним до степени смешения товарный знак. Использование товарного знака возможно только с разрешения правообладателя.

Здесь сразу следует отметить, у разных владельцев, могут существовать тождественные или схожие товарные знаки, но только в том случае, если он зарегистрирован для разных групп товаров и(или) услуг. Товары и услуги перечислены в Международной классификации товаров и услуг (МКТиУ), где они объединены в группы, называемые классами. Действующая редакция данного документа МКТиУ 9.

Действие права на товарный знак ограничивается:

  • перечнем товаров и услуг (МКТиУ), указанных в свидетельстве,
  • территорией страны регистрации,
  • сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.

Правовая охрана товарного знака не ограничивается сроком, при условии, что товарный знак используется, и его регистрация периодически возобновляется, путем уплаты владельцем сборов за продление срока действия.

Предупредительная маркировка товарного знака.

При нанесении зарегистрированного товарного знака на печатную и другие виды продукции возможно нанесение предупредительной маркировки в виде знака охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак". Нанесение такой маркировки , что является правом, а не обязанностью владельца знака.

Каким может быть товарный знак?

Товарный знак может состоять из одного или нескольких характерных  слов, букв, цифр или изображений, эмблем, монограмм или подписей, цветов или комбинаций цветов, может быть трехмерным,  например,  форма или любое другое специальное оформление контейнера или упаковки товара  (при условии, что это не вытекает исключительно из функций контейнера или упаковки),  например флакон для духов, фантазийная бутылка для напитков. Знак, разумеется, может также состоять из комбинации любых указанных элементов.

Виды товарных знаков

В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Часть IV Статья 1482 определены следующие виды товарных знаков:
«1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемныедругие обозначения или их комбинации.

2. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании».

Если товарный знак заявлен в цвете, то именно в таком цветовом сочетании он и будет охраняться и использоваться.  Если кроме цвета есть другие охраняемые элементы, то сходный товарный знак на другое лицо не будет зарегистрирован даже в другом цвете.

Если  товарный знак представлен в чёрно-белой гамме, то такая регистрация охватывает все возможные цветовые сочетания, вы можете использовать ваш товарный знак как в цвете так и в черно белом исполнении. Такая защита представляется более широкой, но, убрав цвет, вы лишаетесь дополнительной отличительной особенности, что может негативно отразиться на результатах экспертизы.

При наличии возможности, для полной защиты, можно рекомендовать зарегистрировать как цветное, так и черно-белое изображение вашего товарного знака.

При регистрации только одного варианта товарного знака, то если товарный знак охраноспособен без упоминания цветовой гаммы, то можно рекомендовать его подать в черно белом исполнении, если же единственный или главный отличительный признак – цвет то такой знак, безусловно, должен подаваться в цветовом сочетании.

Рекомендуем ознакомиться со статьей Основания для отказа в регистрации товарного знака, знака обслуживания.

Возникли вопросы? Воспользуйтесь нашими бесплатными консультациями.

Вы можете связаться с нами не выходя из вашего офиса по

Так же, вы можете приехать непосредственно в офис нашей фирмы.

105094, г. Москва, Семеновская наб., дом 2/1, стр. 1, 1 этаж, офис 118, телефон (495) 743 06 16, факс (495) 360 11 14, Позвоните нам по Skype, e-mail:Отправить сообщение по электронной почте

Rambler's Top100